Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Методология Software Asset Management в Московском аэропорту Домодедово

О заказчике

Московский аэропорт Домодедово — крупнейшая воздушная гавань России, в 2014 году аэропорт обслужил 33,04 млн человек. Является лучшим аэропортом в России и СНГ по версии Skytrax. Домодедово выбран для полетов в Москву членами ведущих мировых авиационных альянсов – Star Alliance и oneworld. Вылеты из Домодедово совершаются по 215 направлениям, 69 из которых являются уникальными для Московского региона, вылететь по ним можно только из Домодедово. Регулярные рейсы в Домодедово выполняет 71 авиакомпания, в том числе 32 зарубежных, 25 российских и 14 авиаперевозчиков стран СНГ. Московский аэропорт Домодедово располагает единым провайдером IT-сервисов и использует в своей деятельности самые современные технологии, обеспечивает их предоставление пользователям аэропорта на высоком качественном уровне.

Ситуация

В рамках организации Московский аэропорт Домодедово зарегистрировано несколько юридических лиц. По данным инвентаризации, общий парк ПК составляет более 6 000 единиц, более 400 ВМ и более 600 физических и виртуальных сервера.
На момент реализации проекта Московский аэропорт Домодедово имел базовые лицензии на ПК, а также лицензии по двум соглашениям Enterprise Agreement.

Целью проекта было сверить закупленные лицензии с ПО в реальном использовании, а также оценить эффективность внедренных процессов Software Asset Management в организации. Основной причиной проведения проекта было то, что для крупного коммерческого аэропорта лицензионная чистота является приоритетным требованием, так как организация работает на международном уровне. Перед провайдером IT услуг Московского Аэропорта Домодедово, ООО «ДОМОДЕДОВО АЙТИ СЕРВИСИЗ» и АЛАН-ИТ были поставлены задачи по проведению лицензионной сверки программного обеспечения Майкрософт, оценке текущей схемы лицензирования, а также по формированию спецификации в рамках очередной закупки ПО. Кроме того, были поставлены задачи по проведению общей оценки эффективности процессов SAM, которые были внедрены в Московском Аэропорту Домодедово.

Решение

Первым этапом стал проект по лицензионной сверке ПО (SAM Baseline) в рамках программы Microsoft SAM Services.
«В качестве инструмента по сбору и проверке данных был выбран Microsoft Assessment and Planning Toolkit 9.2. (MAP), так как он является бесплатным и решает все задачи проекта. В качестве альтернативного инструмента использовался LANDesk, который был внедрён у клиента для управления ИТ-инфраструктурой. Сканирование ПО проводилось несколько раз, так как ИТ-инфраструктура заказчика постоянно подвергалась изменениям», - рассказывает о проекте ведущий SAM-аналитик АЛАН-ИТ Шпигарева Алена.

На начальном этапе был проведен сбор данных о фактических установках программного обеспечения на всех без исключения стационарных и переносных компьютерах, серверном оборудовании (физических и виртуальных машинах), состоящих на балансе у клиента и подключённых в ЛВС. Затем был проведен сравнительный анализ имеющихся лицензионных прав с установленным ПО.

По итогам проекта было определено точное количество используемых и лишних, неиспользованных лицензий, выданы рекомендации по развертыванию соответствующего программного обеспечения по неиспользованным лицензиям. В рамках проекта были даны рекомендации по обновлению устаревших операционных систем и ПО, в частности по миграции с Windows Server 2008 R2 и Windows Server 2003/2000, использование которых может нести угрозу безопасности компании, так как поддержка данных продуктов частично или полностью прекращена. Большое внимание в ходе проекта было уделено технологиям виртуализации, используемым клиентом. В итоге был подтвержден значительный запас лицензий в части Windows Server, которые клиент может использовать на новых машинах в дальнейшем. Кроме того, оценке подверглись сервера БД, на которых был развернут SQL Server. По итогам проекта, клиенту были предложены оптимальные схемы лицензирования серверов БД.

«По завершению проекта высвободилась большая часть лицензий на Windows Server, на которые мы рассчитывали. С помощью аудитора, мы завершили задачу оптимального распределения имеющихся лицензий SQL SERVER, сложность которой заключалась как в наличии лицензий на ядра, так и Server+CAL», - Куратор проекта, руководитель направления технической поддержки Московского Аэропорта Домодедово Алексей Грищенков.
Вторым этапом стал проект по оценке процессов SAM - SAM Assessment, целью которого было повысить способности организации управлять собственными ИТ-активами, снизить и поставить на контроль затраты на ИТ.

Оценка процессов проводилась путем сравнения ключевых компетенций с моделью оптимизации SAM (SAM Optimization Model). SOM регламентируется ISO стандартом в области управления ПО и включает в себя 10 ключевых показателей, каждый из которых оказывает влияние на общее состояние политик SAM в организации.

В ходе проекта были проанализированы процессы по всем ключевым компетенциям, их текущее состояние, зрелость, а также риски и преимущества, связанные с текущим уровнем зрелости организации. В результате оценки уровень процессов управления ИТ-активами в аэропорту Домодедово был определен как «Рационализированный».
По итогам проекта был приведен обзор будущего состояния процессов SAM в аэропорту Домодедово в сравнении с текущим состоянием, и изложены ключевые рекомендации по повышению уровня SAM в целом.

Преимущества решения

По итогам проекта клиент получил отчет, где было выявлено точное количество ПК и серверов в реальном использовании, приведен перечень ПО к обновлению, включен подробный анализ виртуальной среды и баз данных. В отчете также указан перечень необходимых к закупке лицензий и разработаны общие рекомендации о внедрении и использовании решений, лицензии на которые приобретены в рамках текущего соглашения Enterprise Agreement.

Важным аспектом в рамках проекта для клиента стало выяснение вопросов перекрестного лицензирования с другими вендорами (в данном случае c SITA). По итогам проекта SAM Assessment аэропорт Домодедово получил рекомендации по повышению уровня зрелости по всем ключевым компетенциям как минимум на один уровень, и, соответственно, возможность повысить способность организации централизованно управлять своими ИТ-активами.

Выполнив все рекомендации по итогам проекта, организация будет готова к прохождению сертификации по международному стандарту ISO/IEC 19770-1: SAM Processes, регламентирующему процессы управления программными активами в организации. Статус компании, прошедшей международную сертификацию, вырастает в разы на международном рынке.

Выполнение всех разработанных рекомендаций позволит:

  • оптимизировать централизованную систему управления ИТ-активами;
  • разработать стандарты и политики, регламентирующие управление всем жизненным циклом ПО;
  • соблюдать лицензионную чистоту используемого ПО;
  • сократить до нуля риски, связанные с отсутствием рационального управления ИТ-активами;
  • оптимизировать расходы на ИТ.

С помощью программы SAM и разработанных рекомендаций Московский аэропорт Домодедово сможет достичь «Динамического» уровня зрелости в соответствии с моделью оптимизации SAM (SOM).